четверг, 10 ноября 2016 г.

Финансовая грамотность детей

Тема важная и нужная именно для нас - родителей. Для того, чтобы знакомить ребенка с пониманием денег, финансов, как научить планировать, как ввести карманные деньги в практику семьи. Именно этот навык очень полезен для ребенка на протяжении всей жизни. Это как фундамент, как элемент паззла, если хотите, из которого в итоге складывается общая картина.

Но давайте обо всем по порядку. Начинается всё в самом раннем возрасте ребенка, когда ребенок вместе с родителями приходит в магазин, видит способ и манеру его семьи  делать покупки, учится на примере своих родителей. Сначала в роли наблюдателя, затем начиная активно желать киндер или сок участвовать в процессе покупок. Важно не ограничивать ребенка в присутствии и участии в обсуждениях тем, таких как семейный бюджет, зарплата, оплата коммунальных платежей, списки покупок или планирование подарков родственникам.

И тут часто задаются вопросы - Как быть? Ведь, я сама быстрее, чем с ребенком! Он же требует купить ему что-то и не дает сосредоточиться на нужном. Может закатить истерику в магазине!
Помните, сила в диалоге! Но не просто в словах, а именно в контакте с ребенком. Он не появится по щелчку, не волшебная пилюля из аптеки. Нет! Это постоянный образ жизни семьи, норма жизни. Над этим можно и нужно работать постоянно, работая над собой.

В 3-4 года можно познакомиться ребенка с копилкой. 
При условии доверительного общения ребенок примерно с 4-5 лет станет осознанным собеседником. Интересуйтесь мнением ребенка о планируемых крупных приобретениях для семьи, таких, как холодильник или даже автомобиль. Здесь же отлично можно ввести понятия накопления и планирования. Что уж говорить о покупке вещей для самого ребенка - он станет полноправным участником таких дискуссий. 

Пишите вместе списки покупок. Доверить написать список покупок можно ребенку уже в 3-4 года. Пока не умеет писать, пусть рисует продукты – очень позитивный список получается. А потом вместе пойти в магазин и пусть ребенок сам диктует вам, что купить. Поверьте, это очень сближает и помогает развитию важных навыков.



В возрасте 3 лет смело можно подключать настольные игры (а лучше раньше этого возраста). Для начала обычные ходилки. Они помогают ребенку разобраться с порядковым счетом, что немаловажно в финансовой грамотности.
Усложненные варианты игр для возраста 4-6 лет – Лесная ярмарка, Монополия детская.

Опять же классика - игра в магазин помогает детям разобраться в товарно-денежном обмене. В ходе игры можно объяснять, что стоимость товаров зависит от его качества, нужности и сложности производства. Что цена – это количество денег, которые нужно отдать за товар. Что товары в магазине появляются в результате труда других людей.

Погружая ребенка в финансовые «тайны» семьи, мы готовим его ко взрослой жизни. Пусть изначально через игру. И здесь дополнительный бонус - привлекая ребенка к таким вопросам, вы получаете в нем отличного помощника в делах.

В Аришины 5 лет у нас появилась чудесная книга Шона Кови «7 навыков активных детей». Чудесные иллюстрации и глубокий смысл. В книге раскрывается много полезностей, одна из них – навык планирования.




Примерно с 6,5 лет можно начать помогать обращаться ребенку со своими желаниями. Интересным и важным моментом «неспециального» обучения могут послужить списки желаний и планов. В течении года у всех детей возникают какие-либо желания: будь то новая игрушка (и неважно, дорогая или нет), поездка куда-либо или поход в кино. Для начала научите ребенка отличать свои настоящие желания от навязанных (реклама, друзья, мультфильмы…) Дальше предложите записывать или зарисовывать в течении года свои желания, которые терпят отлагательства. Вместе находите где купить, узнавайте стоимость, сравнивайте, учите ребенка общаться с продавцами. Познакомьте ребенка и познакомьтесь сами, если еще этого не сделали, с возможностями покупки в интернет-магазинах и совместных покупках. Постепенно к ребенку придет понимание, что если срочности в покупке нет, то заказать можно через интернет, если там товар оказывался  выгоднее по стоимости либо, если его нет возможности купить в нашем городе вовсе.



Иногда, в процессе исследования, желание оказывается совсем не нужным. Помогите ребенку принять эти ощущения и научите без сожаления расставаться с навязанными желаниями.

Ко дню рождения сейчас дарят деньги. На последнем дне рождения Ариши уже и друзья-ровесники стали приходить с конвертиками)) Конечно, по началу, у ребенка будет первым желанием бежать в ближайший магазин детских товаров и игрушек и потратить всё на «что глаза смотрят». Дайте ребенку возможность прожить этот опыт, не препятствуйте. Скорее всего будут куплены не особо нужные товары. Они могут ломаться, пахнуть, иметь не самый классный дизайн. Это всё по вашему мнению, у ребенка оно как правило отличается. Услышьте его! Лучше после поломки одной из игрушек сядьте рядышком и обсудите всё, помогите ребенку выявить ошибки, сделать выводы. Научите все денежки аккуратно складывать и после дня рождения спокойно сесть со своим планом и посмотреть что к чему.

К 8 годам у Ариши появилась первая из 4х книг Бодо Шефера «Как в 12 лет Кира разбогатела». В первой части Кире было далеко до богатства, она только начала свой путь знакомства с финансами. Книга сделана в виде комикса в 3х частях. Ариша прочла первую одним махом за 2 часа и прибежала узнать, есть ли продолжение. Мы тут же заказали еще 2 части и Ариша с нетерпением их ждала. Кредиты, важность планирования, первые заработанные деньги, накопление на мечту – со всем этим Ариша знакомилась вместе с девочкой Кирой и её собакой Мани.




Ближе к 8 годам подарите ребенку идею, что можно накапливать не только на покупки, но и на собственное развитие. У Ариши это были: месяц индивидуальных тренировок в бассейне, свой вклад к семейному бюджету на поездку к морю, приобрела коньки для себя, давно желанная настольная игра для всей семьи. Конечно, мы добавляем ей недостающую сумму, если она не критична и вписывается уже в общий семейный бюджет. Либо вместе с Ари смотрим, можем ли мы перенести покупку на следующий месяц или квартал, например.

Вопрос о выделении определенной суммы на карманные расходы ребенку как правило не особо поднимается или не поднимается вовсе. Просто потому, что не видим в этом необходимости. На деле же получается, что некая небольшая сумма, еженедельно выделяемая из семейного бюджета ребенку, пойдет всем только в плюс. Самое главное – ребенок будет учиться управлять собственным бюджетом, на мелких суммах будет учиться планировать, слышать и слушать свои желания.


Карманные деньги могут понадобиться на всё, что угодно. Шоколадка к чаю всей семье, новый карандаш в школу, корм для домашнего животного, пригодятся в поездках на городские праздники с ярмарками. Если ребенок запланирует что-то более весомое финансово, научите его доверять вам, делиться своими желаниями и планами, приходить согласовывать с вами. А для этого делитесь своими желаниями и планами, мечтайте вместе!

Но, давая эти деньги ребенку, будьте готовы не вмешиваться, а наблюдать. Пусть он получает свой ценный опыт опыт: копит, тратит, теряет, вкладывает, прячет, дарит.

Детям от 8 лет уже вполне можно рассказать, что существуют способы накоплений, кроме копилки на полочке, рассказать о банковском депозите, инвестициях, ценных бумагах, накопительном страховании жизни... На этом этапе ребенок может спросить, есть ли у вашей семьи накопления. В таких разговорах стоит затронуть технику безопасности – ребенку необходимо объяснить, что эта информация ТОЛЬКО для вашей семьи.




А ближе к 9 годам у Ариши появилась книга «Кира и секрет бублика» Бодо Шефер. В ней продолжение приключений Киры и её собаки Мани. Кира применяет на практике знания о финансах и накопит в этой книге на свою мечту – поездку в Калифорнию и поедет туда.

Здесь хорошо работает правило: лучше полчаса потерять, потом за пять минут долететь. Впрочем, как и во всех моментах воспитания – лучше заложить кирпичики знаний и дать ребенку возможность практических занятий, чтобы он мог хорошо и комфортно адаптироваться.

По прошествии нескольких лет практики такой финансовой практики в нашей семье скажу - нужно обязательно помогать своему ребенку учиться распоряжаться финансами. В разных семьях по-разному, какой-то одной системы, безусловно правильной, нет. Могу с уверенностью заявить - карманные деньги детям нужны. 
Мне кажется важным то, что у ребенка есть некая власть в виде денег, возможность распоряжаться ими по своему усмотрению, вне зависимости от нашего желания. В процессе взросления мы постепенно передаем детям власть самим решать: что надеть, кого позвать на день рождения, как учиться, что читать и так далее. Если мы хотим, чтоб они взрослели, мы постепенно передаем власть. И с деньгами тоже так.
Пусть они учатся на примере небольших денег как, куда, сколько и зачем. Чтобы, войдя во взрослую жизнь, дети имели этот нужный навык, не боялись пойти в магазин, умели просчитывать свои финансовые возможности, наконец, чтобы, деньги не «жгли карман».

Обо всём этом расскажу на встрече-лекции в библиотеке имени Уткина (г. Иркутск) уже завтра 12 ноября в 12.00ч, поделюсь опытом нашей семьи и нашей родительской роли во всем этом. Приходите, будет интересно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий